iOS: первая ступень

В июне 2009 года компания Apple представила новую версию своего смартфона — iPhone 3GS, в составе операционной системы которого появилась программа экранного доступа — VoiceOver. С тех пор тотально незрячие люди могут самостоятельно использовать мобильные сенсорные устройства: осуществлять аудио- и видеозвонки, обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, находить информацию в сети Интернет, читать книги и слушать музыку, разпознавать текст, использовать спутниковую навигацию и сервисы видеоассистирования — и многое-многое другое.

В настоящее время широко распространены смартфоны под управлением двух операционных систем — iOS и Android. Обе платформы доступны для незрячих пользователей — выбор определяется индивидуальными предпочтениями или бюджетом.

Использование смартфона может радикально улучшить качество жизни незрячего человека, обеспечив беспрецедентный уровень независимости, мобильности и включённости в современную цифровую среду.

Смартфоны на базе iOS очень популярны среди незрячих пользователей — в том числе потому, что они не требуют множества настроек, что особенно актуально для начинающих и пожилых пользователей.

Настоящий учебный курс посвящен основам невизуального использования iPhone при помощи программы экранного доступа VoiceOver. В результате успешного освоения курса слушатель научится осуществлять базовые операции (среди которых — установка будильников и напоминаний, создание заметок, изменение настроек смартфона, работа с электронной почтой и мгновенными сообщениями), а также использовать специализированные приложения для распознавания денег, прослушивания «говорящих» книг, удалённого видеоассистирования.

 

Целевая аудитория

Курс будет полезен незрячим людям, которые:

  • только начинают использовать сенсорный смартфон (например, детям);
  • испытывают трудности при самостоятельном освоении iPhone (например, людям, недавно потерявшим зрение, а также людям старшего возраста);
  • переходят на использование iPhone с других устройств (например, с кнопочных телефонов или с Android).

Требования к слушателю

Для успешного освоения учебного курса слушатель должен:

  • Иметь iPhone;
  • Иметь другой смартфон или персональный компьютер с установленной программой TeamTalk для общения с преподавателем;
  • Уметь самостоятельно пользоваться дополнительным устройством или иметь возможность привлечь зрячего ассистента.

Желательно знать расположение русских букв, цифр, знаков препинания на экранной клавиатуре смартфона.

Основные темы курса

Учебный курс представлен следующими темами:

  1. Знакомство с устройством. Способы невизуального взаимодействия с интерфейсом:
    1. Внешний вид iPhone, физические кнопки;
    2. Изучение касанием и последовательная навигация по объектам на экране;
    3. Домашний экран: статусная строка, основная область, док;
    4. Основные жесты VoiceOver. Контекстные действия;
    5. Виртуальнй ротор: жесты, применение, настройки;
    6. Голосовой ассистент Siri;
    7. Центр уведомлений;
    8. Пункт управления;
    9. Переключатель приложений;
    10. Выключение iPhone.
  2. Приложение «Телефон»:
    1. Обзор интерфейса и назначение вкладок;
    2. Вкладка «Избранное»;
    3. Вкладка «Недавние»;
    4. Вкладка «Контакты»;
    5. Вкладка «Клавиши»;
    6. Способы осуществления звонков;
    7. Динамик и микрофон;
    8. Создание и изменение контактов;
    9. Присвоение индивидуальной мелодии звонка (рингтона) контакту.
  3. Работа с текстом и приложение «Сообщения»:
    1. Работа с текстом:
      1. Навигация по тексту: чтение по символам, словам, строкам, абзацам;
      2. Способы ввода текста: диктовка, использование виртуальной и физической клавиатуры, шрифт экрана Брайля;
      3. Режимы набора текста на виртуальной клавиатуре;
      4. Выделение текста, вырезание, копирование, вставка;
      5. Исправление ошибок;
    2. SMS и iMessage:
      1. Включение и настройки iMessage;
      2. Способы создания сообщений;
      3. Текстовые и голосовые сообщения;
      4. Действия с сообщениями: цитирование, пересылка, удаление, копирование;
      5. Действия с разговорами: отключение оповещений, закрепление, удаление.
  4. Приложение «Почта»:
    1. Структура приложения;
    2. Переход по папкам почтовых ящиков;
    3. Просмотр писем;
    4. Просмотр вложений;
    5. Создание нового сообщения;
    6. Прикрепление вложений;
    7. Действия с сообщениями: ответ, пересылка, удаление.
  5. Интернет-обозреватель Safari:
    1. Интерфейс приложения;
    2. Работа со строкой поиска;
    3. Способы навигации по WEB-страницам;
    4. Панель инструментов: кнопки «Назад», «Вперед», «Поделиться», «Показать закладки»;
    5. Работа с закладками;
    6. Вкладки;
    7. Настройки страницы;
    8. Настройки приложения.
  6. Магазин приложений App Store:
    1. Обзор интерфейса и назначение вкладок;
    2. Настройки учетной записи;
    3. Виды приложений и способы оплаты;
    4. Поиск и установка приложений;
    5. Обновление и удаление приложений.
  7. Популярные приложения:
    1. Часы: установка времени, режим сна, будильники;
    2. Календарь;
    3. Заметки;
    4. Диктофон;
    5. Приложения для распознавания текстов, изображений, купюр;
    6. Библиотека AV3715;
    7. YouTube.
      Примечание: в теме представлен список популярных и полезных для незрячего человека приложений, предполагается изучение наиболее актуальных для слушателя приложений по выбору.
  8. Настройки:
    1. Общие настройки: Wi-Fi, Bluetooth, фокусирование, уведомления, звуки, безопасность и другое;
    2. Настройки VoiceOver: речь, детализация, аудио, переназначение жестов, ротор и другое;
    3. Работа с ярлыками и папками;
    4. Итоговый контроль. Выводы.

Примечание:

Глубина и последовательность изложения материала могут различаться в зависимости от уровня подготовки и запроса слушателя. Некоторые темы могут рассматриваться обзорно.

Ожидаемые результаты

В результате успешного освоения учебного курса слушатель научится:

  • Самостоятельно (без помощи зрячего ассистента) пользоваться смартфоном на базе iOS;
  • Совершать аудио и видеозвонки;
  • Писать и читать сообщения;
  • Распознавать плоскопечатный текст и денежные банкноты;
  • Прослушивать аудиокниги и музыку, просматривать видео;
  • Устанавливать будильники и напоминания;
  • Создавать и редактировать заметки;
  • Совершать аудиозапись;
  • Устанавливать и удалять приложения;
  • Просматривать WEB-страницы.

Получив базовые навыки взаимодействия с iPhone, слушатель сможет пройти курс второй ступени для  изучения других полезных приложений или самостоятельно продолжить изучение расширенных возможностей смартфона.